Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

   Исторические

 сведения 

о верхнегакваринцах.

           У каждого села есть своё лицо, своя судьба и своя история. История села – это история нашей малой Родины, и каждый сельчанин должен знать её. Чтобы раскрыть историю села, мало достоверных данных. По рассказам
 отцов, дедов, прадедов передаваемые из поколения в поколение, и по подтверждениям людей, знающих арабский язык:  Дибиров Абдулмуслим – 1893 года рождения; Гоболов Магомед – 1873 г.р.; Омаров Сулейман – 1861г.р.; Магомедов Мухаммад (ваша) – 1815 г.р. и их отцов была написана история возникновения села Верхнее Гаквари арабами на арабском языке. Эти книги были сожжены в годы репрессии, где было написано, что первым жителем Гаквари был – черкес, первым жителем Гигатли  - болгар, первым жителем Гадири – кабардинец.
          А слово «Гаквари» произошло от слово «жать». Нижнее Гаквари («Гьикь Акве») – внизу жать, Верхнее Гаквари («Ах Акве») – вверху жать (уборка урожая).
          Для нас эта Родина, где в прошлом жили наши деды и прадеды, а в настоящем родились и живут наши родители и родственники, здесь мы родились, создавали семьи. Жители села были простыми людьми: лепили кизяк на стенах, косили, сушили траву, женщины таскали вязанки хвороста и травы, качали колыбели своих детей. Людей привели сюда не блага, а свобода.
         По преданию, первоначально село было в местечке «ЦIабахе». Возникло оно в IV – V веках. Доказательством служат найденные при раскопках могил (нынешнее кладбище): древесные угли, стены, мощеные полы, куски черепиц из глины, кости животных, предметы из камня жернова, остатки глиняной посуды, измельчитель чеснока из камня. 
        Сам очевидец – как участник раскопок могил более 60 лет назад, ещё были найдены, следи албанской письменности. 
         В книге – брошюре Омарова Ахьяда об этом сказано. Камень с алфавитом – сегодня нет его, поток воды унёс, но фото осталось с письменными знаками. Это означает возраст Гаквари приличный. И здесь проходила линия соприкосновения многих культур и цивилизаций. 
        Здесь был городок, вооруженный отряд которого составляло до 60 человек на конях и были пешие отряды.
       Жили здесь христиане. Скотоводы занимались и охотой, и земледелием.
       Прошли годы. Образовались территориальные объединения в Дагестане. Хунзахское (Аварское) нуцальство напало на христиан расширяя свою территорию, и они были изгнаны. Хунзахский хан разрешил населению ханства переселиться на территорию, отобранную у христиан.
            Это произошло примерно в VIII – IX веках. Возможно, так появились селения на территории района, разговаривавшие на аварском языке: Сильди, Гакко, Саситли, Кеди, Метрада, Хварщины.
          По другой версии эти события совпали с великим переселением племён – албан и хазар. Население сокращалось, гибли люди, разрушались поселения.
            Современному селу В – Гаквари примерно более 900 лет, а ранее село было «ЦIабахе», ему более 1500 лет, так считают гакваринцы.
            В обществах, да и во всём Дагестане люди объединялись. Если переселением хотели иметь опору на местах для управления, то все население постепенно сближалось, объединялось в борьбе против захватчиков. Война заставляла их объединяться.
            Заново село Верхнее Гаквари построили в IX – X веках на каменистой возвышенности, выше городка «ЦIабахе» на 50 –200 метров. Где было построено новое село найдены стены, которых никто не знает. Они построены около источника «Къолмахе». Село с башнями и укреплениями для защиты и с подземным проходом (туннелем) к речке для воды. Мы, сегодняшние очевидцы этого. Однако сейчас башен нет, растасканы камни, подземный проход (туннель) разрушен при оползнях.
           История образования села имеет самый распространенный рассказ. Был солнечный день весны. Вокруг зелень. Трое братья – черкесов шли без остановки. Они хотели иметь свой дом, свою землю. И оказались там, где сейчас село Гаквари.
             Перед ним открылась картина: стекает с гор речка, по обеим сторонам пастбища, правее от реки большой лес.
             На горах скалы, груды камней.
             Братьям понравилось эта местность. Они остались жить здесь. Завели хозяйство. Женились.
             Определили каждому местность. Места стоянки получили названия: «Гьикь – Акве»,  «Ах – Акве», «Гъоцуда». 
             Эти места удобны для пахоты земель. Братья поделили между собой территорию ущелья. Место для стоянки выбрали восточный скат ущелья, ибо солнце согревало эту часть дольше.
             Шли годы. Они состарились, выросли их дети, внуки и правнуки.
             Память человека обладает особенностью забывать. Забыли, что они пальцы одной руки. На почве ссоры, потомок брата, поселившегося в «Ах – Акве» убил уроженца «Гьикь – Акве». И с тех пор не в лад шли дела.
Чтобы избежать кровной мести и не мозолить глаза родным убитого старейшины «Ах – Акве» решили изгнать убийцу с семьёй из «Ах – Акве» с условием никогда не возвращаться и забыть дорогу в ущелье.
             Предание гласит, что он (убийца) поселился в селе Малхал ЧИАССР с членами семьи. Там и жил. Малхалцы считают свой род от «Ах – Акве» (Верхнее Гаквари). Они говорят «дай вожари», что означает « братья отца» и сейчас в гости приходили жители Малхала (но до войны 1999 года).
۞    Гакваринцы основали сёла в верховьях реки Аргуна «Бавли и ТIирли» - и со слов рассказа Абдуразака Сагитова Нуцачала. Поэтому нас называют бавлияли т.е.  представители оттуда (МукIуханы, Хучиханы – род из Гаквари).
۞    Основано село «Гьимой» - Гакварицы. Название сёл «Гьавмади и Чадири» - название окончание чамалинское. На сегодня 80% людей в этих местах выходцы из Гаквари. В Наурском районе также выходцы из Гаквари. Даже сегодня, в некоторых сёлах Чечни называют часть села «сули – юкъ» т.е. – выходцы аварцев, Дагестанцев.

Территория – общество Гаквари называлась от Гадиринской речки (где мост) в сторону Гаквари. Сегодня эти поселения часть Агвали, Кочали, Гигих, Н – Гаквари, В – Гаквари, Цуйди, Цедатли, Бицида, Гавутли, хутора около Ричаганих, Асали….  

          Доказательством о территории Гакваринского общества являются не только рассказы наших дедушек, но и семейный список, составленный в 1886 году (смотрите на сайт Гусейна Халилулаева), Андийского округа, Ункратинско – чамалинского  наибства показывает и доказывает место – о Гакваринском вольном обществе. Перечислим названия и других сёл имеющиеся в этом списке: Эчеда, Хушет, Цихалах, Верхнее Хварщины, Нижнее Хварщины, Метрада, Кеди, Саситли, Гадири, Гачитли, Агвали, Сильди, Гакко, Гаквари, Гигатли, Цумада, Ричаганих, Кенхи, Чадири.
          В списках указаны наши предки, тухумы выше указанных сёл и аулов.            Прочтите и вдумайтесь. Ищите своих предков.
          Вольные общества старались сохранить свой суверенитет, не желали переходить под власть единого правителя. Но времена изменились и общество развивается.
          Это нужно знать нынешнему поколению. Не верьте беспочвенным рассказам и толкованиям.

 

МОЕ СЕЛО -ВЕРХНЕЕ ГАКВАРИ 
селение Верхнее Гаквари . Цумадинский район Республика Дагестан.